Истрические заметки
от красильного заведения при «Музее Бабьей Доли»
С глубокой древности искусство набивать узоры на ткань было широко распространено на Востоке. Большинство историков считают, что "раскрашивание тканей, достигшее высокой степени совершенства в Индии", "изобилие красящих веществ и высокая культура хлопка" "заставляют предполагать в этой стране родину набивного дела".
Из Индии умение украшать ткань красочными узорами распро странилось в другие страны Азии и Африки. В Древнем Китае орнаменты набивали на струящемся шелке, а в Египте эпохи римского правления — на тончайшем льняном полотне. В Византии, требовавшей роскоши и великолепия, "ткани набивались не только одними красками, но и растворами золота и серебра".
На Руси появление печатных материй относят к Х—XI векам. Именно этим временем датируют кусочки шерстяной домоткани с набивными узорами, обнаруженные в XIX веке археологом Дмитрием Яковлевичем .
В курганах у села Левенка Стародубского уезда (современная Брянская область). Большие круги с крестами внутри нанесены черной краской на ткань, бывшую когда-то красной. Прибыла ли она из Византии или только повторяет византийские тканые узоры на шелке, ученые выясняют до сих пор. Как и то, пришло ли искусство набивать ткани на Русь напрямую с Востока через Волжский торговый путь или же из Византии, славившейся искусными красильщиками тканей.
На заре Древнерусского государства набивное дело впервые было освоено в монастырских и княжеских мастерских. Одними из первых специалистов, работавших по украшению тканей, считаются иконописцы-травщики, знавшие секреты составления красок и умевшие писать "травы", то есть растительные узоры, на иконах и стенах церквей. В обителях набивными узорами покрывали ткани для богослужебной утвари: "покрывала, пелены и воздух выбойчатые", "пелена выбойчатая, обложена крашениною травчатою". Набивные материи шли и на переплеты церковных книг. Из них также шили облачения священников.
В древней Руси набойка была распространена в высшем классе общества. Узорчатые тканые материи Востока и Запада, бархатные, шелковые, парчовые, были очень дороги и шли на исключительные предметы одежды и быта.
. С XVII века мастера начнут набивать узоры и на привозных хлопчатобумажных тканях — ситцах. Довольно скоро мастерством красочного узорочья овладели и городские ремесленники. С появлением городов, набивные ткани стали предметом торговли, и мастера-красильщики, заинтересованные в наибольшем сбыте товара, наводили вручную узоры на тканях, заменяя этим способом медленные и трудоемкие процессы вышивания.
Узоры изначально копировались с дорогих привозных тканых материй Востока и Запада. Миндалевидный восточный огурец, цветы мелких гвоздик, плоды граната, тюльпаны и ирисы, маки и чертополох, перевитые вьющимися стеблями и богатой листвой, стали прекрасными образцами, на которых воспитывались отечественные мастера. Однако довольно скоро они научились придавать самобытную оригинальность печатным рисункам. узорного ткачества"
XVII — первая половина ХIX века — это время расцвета набоечного дела в России.
Городское ремесло очень быстро проникло в крестьянскую среду и на несколько веков стало излюбленным народным способом оживлять ткань узорами.
Из набивных тканей шили женские сарафаны — "пестрядильники", "набоешники", "набивальники", "печатники". Набойка шла на головные платки, мужские рубахи и порты. Ею подбивали кафтаны, душегреи, кокошники. Узорными холстами украшали стены домов, делали занавеси, столешники, полавочники и даже знамена. Крытые выбойкой одеяла входили в состав приданого.
Разузоренные ткани годились "и в пир, и в мир".
Набивным промыслом занимались в основном в центральных и северных губерниях России, что было обусловлено трудностями с ведением сельского хозяйства, близостью главных торговых путей и знаменитыми ярмарками.
Пальму первенства держали Московская и Владимирская губернии — старейшие текстильные регионы страны. Позднее эта роль перешла к отдаленным губерниям Русского Севера, куда во второй половине XIX века искусство русской ручной набойки было вытеснено производством ярких и дешевых фабричных ситцев.
Главными по "пестрению холстов" были, как правило, мужчины.
Такая работа требовала сильных рук, зоркого глаза, художественного чутья. Сила была нужна, чтобы справиться с массивными и тяжелыми набойными досками — манерами. Их размер чаще всего соотносился с шириной домотканого холста и составлял 30–40 сантиметров. В паре с ними использовались узорные доски поменьше — цве́тки. Их количество соответствовало используемым при набойке рисунка краскам: для каждого цвета была своя цветка — такая вот игра слов.
Мастера-красильщики, они же набоешники, синильщики, пестрядильники, набивали холсты в собственных избах или мастерских. Затем продавали их в крашенинных торговых рядах и на ярмарках. Некоторые занимались отхожим промыслом, переходя из деревни в деревню, от дома к дому. Перехожие мастера брали с собой длинный рулон ткани с отпечатанными на нем рисунками — манерник, или заказник, своего рода узорный каталог. По нему деревенские модницы могли выбрать понравившийся рисурисунок и заказать его набивку на собственной домоткани.
Резали манеры специальные мастера — манерщики. Особенно славились этим искусством Рязанская и Тверская губернии. Узорные доски тамошней работы разлетались на ярмарках по всей России.
Доски служили не одному поколению мастеров. Их подновляли и ремонтировали, сохраняя излюбленные узоры на протяжении всего XIX века. За годы работы у каждого набойщика собиралась целая коллекция манер и цветок, их у мастеров было от пятидесяти до ста штук. Неслучайно поговорка "всяк на свой манер" относилась и к резчикам манер с набойщиками, ведь у каждого из них были свои излюбленные узоры.
Набойные доски продавались на ярмарках и таким путем попадали из одного района в другой, расходясь по стране. Этим можно объяснить наличие аналогично орнаментированных тканей в различных губерниях России.
Яркость узоров на ткани напрямую зависела от применяемых в работе красок. В ранней набойке использовали пигменты, разведенные на олифе, поэтому она называлась масляной. Самым древним и распространенным красителем был черный, получаемый из древесной сажи, а также красный, добываемый из растения марены и насекомого червеца.
Русские умельцы владели также премудростью сложного кубового крашения, позволявшего окрашивать лен в стойкие и яркие оттенки синего цвета. Для этого использовали местное растение вайду или заморский краситель индиго. Нарядные белые узоры, проявлявшиеся на синем фоне в процессе крашения, часто расцвечивали от руки яркими "рябинками" или "оживками" красного, желтого, зеленого цветов, которые добавляли еще большей праздничности рисунку. Этим, как правило, занимались женщины. Лучше других синить холсты умели на Русском Севере — в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губерниях.
С середины XVIII столетия ручная ремесленная набойка стала интенсивно заменяться мануфактурным производством, а льняные холсты — фабричными ситцами, сначала дорогими привозными, а затем — отечественными. Узоры на хлопковых тканях печатали более прогрессивными заварными красками, рецепты которых каждая мануфактура держала в строжайшем секрете. Первая русская ситценабивная фабрика возникла в 1753 году в Красном Селе под Петербургом. Ее устроителями были англичане Вильям Чемберлен и Ричард Козенс..
В XIX веке востребованность изделий ручной ремесленной набойки заметно снизилась. К концу столетия большинство крестьян пользовались дешевыми фабричными материями, выпускаемыми многочисленными ситценабивными мануфактурами страны. Самобытное и красочное искусство набивного узорочья долее всего продержалось на Русском Севере, ставшем своеобразным хранителем этого ремесла.

Попробовать себя в роли мастера по крашению тканей можно на мастер-классе в красильном заведении: